ЭКМО, как признанный метод использования при транспортировке пациентов

Образование
Съезды РосЭКТ
Бюллетень
Конгрессы
Лекции

Кристоф Шмид

Директор центра сердечно-сосудистой и торакальной хирургии университетской клиники г.Регенсбурга, Германия

Экстракорпоральная поддержка жизнедеятельности ECLS (ЭКМО), также называемая вено-артериальной мембранной оксигенацией, была успешно внедрена в клиническую практику более 40 лет назад. В принципе, ECLS (ЭКМО) контур является миниатюрной системой кровообращения, состоящей из насоса и оксигенатора.

Большинство современных ЭКМО-систем являются мобильными и могут быть готовы к использованию в течение нескольких минут. Показаниями к их применению являются: острая и хроническая сердечная недостаточность, включая сердечно-легочную реанимацию.

Противопоказания являются: пожилой возраст (более 75 лет), длительная полиорганная недостаточность, тяжелая сопутствующая патология, а также ожидаемая продолжительность жизни менее 1 года. Вне операционной установку канюль осуществляют, в основном, феморальным доступом с использованием техники Сельдингера.

Этим же методом канюляции пользуются и во время сердечно-легочной реанимации. После подключения ЭКМО пациенты должны быть гемодинамически стабилизированы, и, если это необходимо, подготовлены к транспортировке.

Транспортировка пациентов в условиях ЭКМО является обычной практикой в немногих учреждениях. В зависимости от местной инфраструктуры, оборудования, персонала, транспортировка пациентов, подключенных к системе ЭКМО, может быть как распространенной практикой, так и достаточно редким явлением. Для транспортировки пациентов на ЭКМО наш центр предпочитает системы Cardiohelp, так как это ультра-компактные, простые в использовании и универсальные системы. Во время транспортировки оборудование для ЭКМО подключено к бортовой электросети и кислородной линии автомобиля скорой помощи. Мониторинг пациентов включает в себя сатурацию артериальной и венозной крови, давления и частоты сердечных сокращений. Лечение осложнений ЭКМО в условиях транспорта является сложным и ограниченным процессом, так как доступ к оксигенатору несколько ограничен, а адекватное лечение ишемии нижней конечности в условиях транспорта неосуществимо.

Опыт клиники Регенсбурга составляет порядка 160 транспортировок пациентов на ЭКМО (2/3 воздушным транспортом, 1/3 машинами скорой помощи). Канюляция была возможна почти всегда, и только 1 пациент умер во время транспортировки.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что транспортировка пациентов на большие расстояния с хорошим результатом возможна с хорошо подготовленной командой, имеющей достаточный опыт ЭКМО.

Изменен: 20.11.12

РосЭКТ Образование Пресса Форум Ссылки Главная страница Написать письмо