Опыт применения экстракорпоральной поддержки кровообращения у детей, оперированных по поводу ВПС

Образование
Съезды РосЭКТ
Бюллетень
Конгрессы
Лекции

Герасименко В.И., , Пасюга В.В., Плотников М.В., Беляков О.В., Дубовской А.В.,
Кулебякин А.В., Шлакин Ю.А., Молчанов М.С., Смирнов С.М., Тарасов Д.Г

ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии", Астрахань, Россия.

Цель работы: представить наш опыт и результаты экстракорпоральной поддержки кровообращения у детей после операций на открытом сердце, по поводу ВПС.

Материалы и методы: за период с сентября 2009 года по декабрь 2011 года, выполнено 1219 операций у детей по поводу ВПС. Из них, экстракорпоральной поддержки кровообращения потребовали 13 пациентов. Спектр пороков следующий: ДОС от ПЖ со СЛА – 4, АВК полная форма – 1, ТМС – 3, ТФ – 1, Гипоплазия левого желудочка с недостаточностью ТК – 1, ДМПП – 3.

Все причины подключения к аппарату ИК, можно подразделить следующим образом: послеоперационная СН, компонент СЛР, разрыв правого желудочка с тампонадой.

Подключение аппарата ИК проводилось через операционною рану, по схеме аорта – правое предсердие. Для обеспечения кровотока применялись роликовый насос (4), либо центрифужный насос (9). Скорость потока регулировалась в зависимости от АДср, уровня SvO2,уровня венозного лактата, и составляла не менее 2,5л/мин/м2. Экстракорпоральная оксигенация крови обеспечивалась закрытой циркуляционной системой (2), но в подавляющем большинстве случаев (11) открытой циркуляционной системой. Системная гипокоагуляция поддерживалась постоянной инфузией гепарина в дозе 20-60 ЕД/кг/час, под контролем АСТ = 200–300 секунд. В зависимости от уровня гемодилюции, степени почечной дисфункции, проводилась активная ультрафильтрация, а в двух случаях гемодиафильтрация. Уровень гематокрита поддерживали на значении 32 – 35%. ИВЛ проводилась врежиме SIMV/PCV, с минимальными параметрами.

Всем детям проводилась антибактериальная терапия – меронем, либо комбинация меронем и ванкомицин. Нутритивная поддержка начиналась со вторых суток, через назогастральный зонд, специализированными смесями. При плохой усвояемости энтерального питания, либо сбросе по назогастральному зонду 50% объема питания,подключалось парентеральное питание.

Результаты: Из 13 пациентов, которые перенесли экстракорпоральную поддержку кровообращения, у 6(46,15%) развилась ПОН, не позволившая отключить аппарат ИК и приведшая к летальному исходу. 7 пациентов (53,85%) при стабилизации гемодинамики были отключены от аппарата ИК. Однако в отдаленном периоде, у двух пациентов из данной группы, так же отмечается летальный исход, по причине тяжелого сепсиса через 3 недели, и по причине общей кахексии на фоне церебральной недостаточности, через 2,5 месяца. Пять пациентов благополучно выписаны из клиники.

Типичными осложнениями в период ЭКМО были следующие: почечная недостаточность, кровотечение с тяжелым ДВС, синдром острого повреждения легких.

Максимальная продолжительность ЭКМО = 195 часов, минимальная = 15 часов, средняя продолжительность составила 38 часов. Минимальное время работы оксигенатора = 15 часов, максимальное время = 113 часов.

Выводы: экстракорпоральная поддержка кровообращения, при своевременном, адекватном подключении и проведении, является действенным методом, который позволяет повысить выживаемость пациентов, улучшить результаты операций и реанимационных мероприятий. Однако, для адекватного и своевременного подключения и проведения, необходимы разработки стандартов и показаний для подключения, а также периодические тренинги всей хирургической бригады.

 

 

Изменен: 18.11.12

РосЭКТ Образование Пресса Форум Ссылки Главная страница Написать письмо