Искусственное кровообращение без донорской крови в хирургии фибрилляции предсердий

А.А.Киряев, В.В.Третьяк, С.И.Комиссаров
Институт неотложной и восстановительной хирургии АМН Украины, Донецк

 
Список докладов Съезды РосЭКТ

Образование
Съезды РосЭКТ
Бюллетень
Конгрессы
Лекции

Цель работы. Представление нашего опыта операций с искусственным кровообращением (ИК) без использования донорской крови.

Материал и методы. 34 пациента (20 мужчин и 14 женщин) с постоянной формой фибрилляции предсердий (ФП) оперированы в условиях ИК без использования донорской крови. Средний возраст 51.3±9.2 года, вес 71.8±11.2 кг, поверхность тела 1.72±0.14 м2, длительность ФП более 18 месяцев. Распределение больных по нозологии: клапанные пороки сердца в сочетании с ФП - 23 пациента, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта (WPW) с ФП - 5, аномалия Эбштейна с синдромом WPW и ФП - 2, дефект межпредсердной перегородки с ФП - 2, миксомы сердца с ФП - 2. Спектр операций: протезирование/пластика клапанов сердца в сочетании с операцией "лабиринт" - 23, коррекция врожденных пороков в сочетании с операцией "лабиринт" или деструкцией дополнительных проводящих путей (ДПП) - 4, удаление миксомы с деструкцией перешейка - 2, открытая электродеструкция ДПП - 5. Кровесберегающая программа включала кроме стандартного биохимического гематологического обследования, отмену дезагрегантов и антикоагулянтов до операции, введение раствора адреналина в область разреза, использование монополярной электрокоагуляции, применение гемостатической губки, апротинин в дозе 250000 ЕИК. Введение апротинина повторяли перед остановкой аппарата ИК в дозе 150000 ЕИК. Проводили эксфузию крови 12 мл/кг массы в течение 10 минут и инфузию ее в постперфузионном периоде, применяли ультрафильтрацию во время ИК, проводили нейтрализацию гепарина сульфатом протамина.

Результаты. После эксфузии аутокрови 22 больным потребовалось восполнение объема циркулирующей крови растворами кристаллоидов. При снижении гематокрита в контуре аппарата ИК включали колонку для ультрафильтрации. Гематокрит сохранялся на уровне 18-28%, а через 20 минут после ИК составлял 35-40%, белок в перфузате был не ниже 58 г/л, калий плазмы - 4.5-5.0 ммоль/л, кислотно-щелочное состояние удерживалось на границе легкого алкалоза. Перфузионное давление составляло 70-90 мм рт.ст., центральное венозное давление - 3-5 мм рт.ст. Диурез во время операции был 4-8 мл/кг/час. При снижении темпа мочеотделения 19 больным вводился фуросемид. Всем пациентам в постперфузионном периоде требовалось восполнение внутрисосудистого объема депонированной на предперфузионном этапе кровью. Основные количественные показатели гемостаза также не требовали дополнительных введений донорской крови и плазмы. В одном случае мы применили для лечения послеоперационной анемии рекомбинантный человеческий эритропоэтин ("Эпомакс", фирмы "ЛЕК"). Плановое назначение гепарина клапанным больным было возможно уже через 3 часа после операции. Гемоглобин в отделяемом из дренажей не превышал 61 г/л. Осложнений, связанных с применением данной методики, не наблюдалось. Умер один больной от параклапанной недостаточности на 17 сутки после операции.

Заключение. Программа сохранения крови применима при операциях с ИК у пациентов с тяжелой патологией, сочетающейся с ФП. Программа позволяет предотвращать осложнения, связанные с переливанием донорской крови и удешевить операцию, а также учесть интересы больных, отказывающихся от переливания донорской крови.

Изменен: 01.10.06
Список докладов Съезды РосЭКТ