Искусственное кровообращение и кардиоплегия как факторы, влияющие на пери- и послеоперационный периоды при АКШ.

В.Е.Рубинчик, А.В.Наймушин, М.Л.Гордеев, О.С.Гайдова, И.Г.Амзаева, Е.Я.Малая, И.С.Курапеев, В.К.Новиков
Кардиохирургический центр НИИ кардиологи МЗ РФ, Санкт-Петербург

 
Список докладов Съезды РосЭКТ

Образование
Съезды РосЭКТ
Бюллетень
Конгрессы
Лекции

Цель исследования. Сравнительный анализ течения пери- и ближайшего послеоперационного периода, оценка риска развития ишемии миокарда у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) при операциях аортокоронарного шунтирования (АКШ) в условиях искусственного кровообращения (ИК) и на работающем сердце.

Материал и методы. В период с января 1999 г. по январь 2001 г. оперировали 120 пациентов с ИБС. В 1 группу вошли 76 пациентов, которым АКШ выполняли в условиях ИК и кардиоплегии. 2 группа представлена 44 больными, которым реваскуляризацию миокарда без ИК. В обеих группах больные не отличались по тяжести своего исходного состояния и объему оперативного вмешательства ] (табл. 1).

Таблица 1. Клиническая характеристика больных.

Показатель АКШ с ИК (n=76) АКШ без ИК (n=44)
Возраст 55.1±7.9 55.3±8.6
Количество инфарктов в анамнезе 1.4(53.5%) 1.3(87.5%)
Фракция выброса 0.58±0.1 0.57±0.11
Острый инфаркт миокарда или острая коронарная недостаточность в течение месяца до операции 11(14.9%) 12(30.8%)
Количество шунтируемых артерий 1.91±0.62 1.92±0.44

Для анестезии при всех операциях использовали пропофол в дозе 3-7мг/кг, фентанил 14-40 мкг/кг и ардуан 0.1 мг/кг. ИК проводили с использованием мембранных оксигенаторов в условиях умеренной гипотермии. Противоишемическую защиту миокарда осуществляли по принятой в клинике методике путем анте-ретроградной фармакохолодовой кристаллоидной кардиоплегии. Оценку степени периоперационного повреждения миокарда проводили с помощью биохимических маркеров (КФК, МБ и тропонин-Т). Характер течения пери- и раннего послеоперационного периодов оценивали на основании показателей центральной гемодинамики, длительности искусственной вентиляции легких (ИВЛ), доз и длительности применения инотропных препаратов и сроков пребывания в отделении реанимации.

Результаты. Госпитальная летальность в обеих группах отсутствовала, однако при анализе течения пери- и раннего послеоперационного периодов отметили существенные различия. Периоперационный инфаркт миокарда зарегистрирован в 1 группе у 3 больных (4.1%), а во 2 группе у 1 пациента (2.6%). Инотропная поддержка потребовалась у 46 (62.2%) пациентов 1 группы, в то время как у больных 2 группы лишь в 7 (17.9%) случаях. Комбинация катехоламинов использовалась соответственно у 17 (23%) и 3 (7.7%) больных. Во время выполнения АКШ без ИК не было выявлено грубых гемодинамических и метаболических сдвигов, как во время вмешательства, так и в течение раннего послеоперационного периода. В сравнении с 1 группой сократились длительность продленной ИВЛ и сроки пребывания в отделении реанимации. Результаты биохимического исследования свидетельствуют о меньшей степени повреждения миокарда в группе пациентов, оперированных без применения ИК и кардиоплегии.

Заключение. Несмотря на совершенствование методик, ИК и кардиоплегия остаются факторами риска для больных ИБС. Пери- и ранний послеоперационный период у пациентов, оперированных без ИК, характеризуются более гладким течением.

Изменен: 01.10.06
Список докладов Съезды РосЭКТ